ПЕРВЫЙ УДАР!
Мы знаем: в тот же миг, когда фашисты посмеют нас
тронуть, Красная армия перейдет границы вражеской страны. Наша война будет
самой справедливой из всех войн, какие знает человечество. Большевики — не
пацифисты. Мы — активные оборонцы. Наша оборона — наступление. Красная армия ни
единого часа не останется на рубежах, она не станет топтаться на месте, а
стальной лавиной ринется на территорию поджигателей войны. С того момента, как
враг попытается нарушить наши границы, для нас перестанут существовать границы
его страны.
“... Всем, всем, всем! Сегодня, 18
августа, в семнадцать часов крупные соединения германской авиации перелетели
советскую границу. Противник был встречен частями наших воздушных сил. После
упорного боя самолеты противника повернули обратно, преследуемые нами”…
Ни одно крупное соединение
бомбардировщиков, посланных для закупорки большевистских аэродромов, не
достигло цели. Из восьмисот тысяч килограммов бомб половина была сброшена на
пограничные колхозы; вторую половину, преследуемые большевиками,
бомбардировщики сбрасывали, для облегчения себя, куда попало. С удивительной
последовательностью эта картина повторилась на всех трех направлениях —
северо-восточном, восточном и юго-восточном. Ни одной бреши. Так тщательно
разработанный план был сломан в самом начале…
Налет немцев был отражен благодаря тому, что советские
пограничные посты ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) были снабжены
усовершенствованными слуховыми приборами высокой чувствительности. Еще до того,
как противник перелетел советскую границу, дежурные части ВВС узнали о
приближении большого числа самолетов и немедленно поднялись со своих
аэродромов. Имперцы обманулись во внезапности своего
удара потому, что установление факта нападения и передачу тревоги к аэродромам
наши погранчасти и радиослужба выполнили очень
быстро. Таким образом, лишь благодаря высокой технике охранения и бдительности
использовавших ее людей намерения врага были предупреждены…
Воздушная обстановка на юго-восточном
участке 18 августа была такова:
В 16 час. 57 мин. 18 августа пограничные
посты ВНОС обнаружили приближение противника.
В 17 час. первые германские самолеты перелетели границу СССР.
В 17 час. 01 мин. начался воздушный бой.
В 17 час. 30 мин. последний неприятельский
самолет первой волны покинул пределы Союза.
В 17 час. 34 мин. советские истребители
прорвали охранение противника и вошли в его расположение. Подавив авиацию ПВО,
они провели в пределы противника соединения легких бомбардировщиков и
штурмовиков, предназначенные для уничтожения аэродромов сосредоточения
германской авиации юго-западного фронта.
В 18 час. 20
мин., после тщательной высотной разведки, донесшей свои наблюдения с расстояния
свыше двухсот километров из тыла противника, вылетели первые соединения тяжелой
советской авиации, предназначенные для бомбардирования транспортных магистралей
и узлов прифронтовой полосы, занятой немецкими войсками, — Тарнополя,
Львова, Ровно, Сарн и Ковеля.
К 19 часам, времени вылета первых
штурмовых частей Дорохова, было уже получено радио о том, что железнодорожный
узел Львова, забитый германскими воинскими составами, объят огнем от советских
бомб…
Потери превосходили самые
пессимистические ожидания командования. При таком расходе в людях и
материальной части не хватит никаких резервов для поддержания германской
авиации даже на уровне мобилизации, не говоря о каком бы то ни было расширении…
Советское нападение не преследовало
огульной бомбежки города, его жилых кварталов, исторических памятников, больниц
и гостиниц, к чему приучили немцы жителей испанских городов и чего ждали теперь
сами. Над притихшим центром Нюрнберга был только слышен могучий шум сотен
самолетов, но не упала ни одна бомба. Бомбометание велось с поразительной
точностью.… Первая очередь бомб покрыла северный ряд казарм. Тучи битого
кирпича, щебня и белой известковой пыли поднялись к небу. Из подвалов казарм
хлынули потоки штурмовиков…
Доклад начальника воздушных сил был
немногословен. Вкратце он сводился к тому, что советская авиация, оберегая Красную
армию от ударов германской авиации, содействовала продвижению Красной армии
через границу и ее атакам против пограничных укреплений противника. В районе
севернее Ленинграда разыгрался ряд крупных воздушных боев с авиацией
противника, безуспешно пытавшегося бомбардировать город Ленина.
К этому времени обстановка на земле
складывалась следующим образом: группа прорыва командарма второго ранга
Михальчука, о которой ночью
говорил Главком, атаковала фронт Шверера, в свою
очередь готовившегося к прорыву. Шверер не успел
осуществить свой план из-за того, что его танковый корпус и мотоциклетные
пулеметчики были заперты красной авиацией в дефиле, служившем им накануне
укрытием. Они не могли вырваться в поле и развернуться для боя. Шверер остался с одной моторизованной пехотой и с легкой
“артиллерией прорыва”. Теперь, когда Михальчук бросился на группу Шверера, сминая ее своими бронетанковыми фалангами,
генералу оказалось нечем защищаться. Красная авиация продолжала держать его мехчасти взаперти…
В штаб Шверера
пришли тревожные вести. Передовые части группы смяты ударом Михальчука.
Лишенная помощи бронесил, пехота начала отход…
К 4 часам 19 августа судьба пограничного
боя на северном участке юго-западного фронта, где немцами было намечено
произвести вторжение на советскую территорию силами армейской группы генерала Шверера, была решена. Лишенные оперативного руководства и
поддержки бронесил, части ударной группы Шверера
отходили. У них на хребте, не давая времени опомниться, двигались танки
Михальчука. Скоро отступление немцев на этом участке превратилось в бегство. В
прорыв устремились красная конница и моторизованная пехота…
Из сообщений о
действиях наземных частей Красной армии Косых узнал, что почти по всему фронту
они отбросили первый натиск германских частей и форсируют линию укреплений уже
на территории противника. Оставаясь верным своей тактике нарушения нейтралитета
третьих стран, противник пытался выйти во фланги Красной армии. На юге
бронечасти и конница немцев неожиданно появились со стороны румынского города
Хотина. Они были отброшены. Аналогичный случай произошел и в северном углу, где
немцы подошли к советской границе со стороны латвийской станции Индра...
За дверью пробили часы. Они отсчитали
пять звонких ударов.
5 часов 19 августа.
Первые двенадцать часов большой войны.
Предвижу
возгласы: «Все было не так!» Действительно, к сожалению, все было не так. Даже
похожего ничего не было. Это отрывки из знаменитой предвоенной повести Николая Шпанова [1]. А почему все было
не так? Может это просто плод ни на чем не основанной буйной фантазии автора?
Действительно, фантазия Шпанова рисует нам
фантастические летательные аппараты, например, бомбардировщики СБД с
паротурбинными установками. Но никакая даже самая буйная фантазия не могла даже
представить все то, что имела Красная Армия к началу немецкого вторжения!
Если поверхностно посмотреть на Красную Армию
— имели танков больше, чем все остальные страны мира вместе взятые
— единственные в мире имели серийные тяжелые танки (под тяжелыми понимаются весящие более 40 тонн)
— единственные в мире имели серийные танки с орудиями калибра
152-мм
— единственные в мире имели серийные многобашенные
танки, в том числе уникальные трехпушечные
— единственные в мире имели серийные колесно-гусеничные танки, с
энерговооруженностью, непревзойденной по сегодняшний день
— единственные в мире имели серийные плавающие танки
— имели мобильных (танковых и моторизованных) дивизий больше, чем
все остальные страны мира вместе взятые
— имели самые многочисленные в мире автомобильные войска РГК
— первыми в мире создали воздушно-десантные войска и имели
соединений и подготовленных парашютистов многократно больше, чем во всех
остальных странах мира вместе взятых
— имели больше всех в мире орудий и минометов
— единственные в мире имели массовые автоматические и самозарядные
винтовки
— имели две линии укрепленных районов
— имели самые многочисленные в мире войска связи
— имели больше всех в мире боевых самолетов
— имели самые скоростные в мире серийные истребители
— единственные в мире имели серийные бронированные штурмовики
— имели самые скоростные в мире серийные бомбардировщики
— первыми в мире создали дальнюю цельнометаллическую авиацию,
установившую целую серию рекордов дальности, включая перелеты в Америку
— единственные в мире имели воздушные авиаматки («Звено», СПБ)
— имели самые сильные в мире легкие крейсера
— имели больше всех в мире подводных лодок
— имели больше всех в мире торпедных катеров
— единственные в мире имели катера на воздушной подушке
Как мы видим, перед реальностью бледнеют даже самые смелые
фантазии Николая Шпанова. Но это при поверхностном
рассмотрении. При более внимательном изучении… Вот
более внимательному изучению и посвящен мой сайт.
Внимательный
читатель обратит внимание, что в перечне отсутствуют такие важные компоненты
военной мощи, как линкоры и тяжелые крейсера. Почему? И об этом тоже Вы сможете
узнать из этого сайта.
Автор
не навязывает своего мнения, авторский текст и выводы сведены к минимуму. По
сути, сайт является сборником текстов воспоминаний, документов, исследований,
на основании которых читателю самому представляется
возможность сделать выводы.
Пока
выложены только главы, посвященные сухопутным войскам. Постепенно сайт будет
добавляться и обновляться.
Автор
выражает глубокую благодарность
участникам Военно-исторического Форума Русского Журнала: Михаилу Свирину, Алексею Исаеву, Игорю Куртукову,
Владимиру Вершинину и многих других, чьи имена скрыты за псевдонимами,
принявших самое деятельное участие в обсуждении изложенных вопросов и с
благодарностью примет любую, самую жесткую критику. Ее можно излагать как на
Форуме моего сайта, так и на Военно-историческом
Форуме Русского Журнала. Я там под своими инициалами: ЕТ.
В
связи с закрытием форумов Народа и крахом ВИФ-РЖ, писать можно на мой почтовый
адрес: temezhnikov@yandex.ru
Изложенное,
не является догмой. Критика, которую автор сочтет конструктивной, будет учтена
при внесении исправлений и дополнений.
Евгений
Темежников
Литература.