В этом вопросе нам нужно
шагнуть дальше Запада,
ибо опыт воздушных десантов
немцы впервые позаимствовали
у нас.
(С.К. Тимошенко).
Танковые и моторизованные дивизии хоть и мобильные, но в весьма
ограниченном диапазоне. Реки, болота, укрепленные линии, минные поля способны
сильно ограничить мобильность, а моря или горы являются непреодолимыми
препятствиями. Поэтому в 30-х годах были созданы сверхмобильные
войска, перебрасываемые с невиданной ранее скоростью и для которых препятствий
не было.
Здесь мы были впереди планеты всей. Ранцевый парашют был изобретен
в России еще до Первой Мировой войны инженером Г.И. Котельниковым. Конечно, известно, что Россия родина слонов,
но данный факт признан и за границей:
«Решение было, наконец,
найдено (трудно сказать кто нашел его первым) в
России: был применен парашют» [Хейдте,
4, с.250].
Русские же были родоначальниками нового рода войск, что тоже
признано на Западе:
«Итак, исторически доказано,
что идея воздушно-десантной войны в том виде, как она понимается в настоящее
время, зародилась у русских и получила боевое развитие у немцев» [1, с.10].
Первые 30 советских парашютистов были подготовлены в 1930 г. и 2
августа сего года были впервые выброшены под Воронежем. После этого дата 2
августа стала официальным днем рождения советских ВДВ и профессиональным
праздником десантников, ежегодно отмечаемым веселой выпивкой с купанием в
фонтанах и мордобоем. В том же году в ЛВО был создан
опытный автомотодесантный отряд, развернутый в 1932
г. в бригаду. В других округах формировались батальоны особого назначения преобразованные после 1936 г. в бригады особого
назначения, а в 1938 г. переименованные в воздушно-десантные бригады. В
сентябре 1935 г. весь мир был удивлен Киевскими маневрами, на которых в
присутствии наблюдателей из Франции, Италии, Германии, Великобритании и
Чехословакии было выброшено 1188 парашютистов, а затем, после захвата площадок,
посадочным десантом высажено еще 2500 человек с танками Т-37, орудиями и
автомобилями. В следующем году в Белоруссии было высажено уже 1800 парашютистов
и 5700 человек посадочным десантом [3,
с.138]. К началу войны СССР имел
пять воздушно-десантных корпусов по три воздушно-десантные бригады в каждом.
Сколько было бригад? Правильно, советскую арифметику Вы освоили. 22 июня 1941
г. в РККА было 16 воздушнодесантных
бригад.
А что за границей? Первый парашютный батальон фашистской Германии
был создан в 1935 г., а в 1941 г. Германия имела одну парашютную (7-ю
авиационную) и одну пехотную (22-ю воздушнодесантную)
дивизию, непригодную для штурмовых операций [3, с.265]. Италия только к июню 1942 г.
подготовила первую парашютную дивизию «Фолгоре» [3, с.409]. Также лишь в 1942 г. была сформирована
парашютная бригада в Японии. США в декабре 1941 г. имели один армейский
парашютный батальон и три отдельных парашютных полка морской пехоты [3, с.7]. В Великобритания костяк первой пятитысячной парашютной бригады
был сформирован в ноябре 1941 г. [3,
с.76].
Из всех десантников наиболее отличились немецкие.
Например, считавшийся неприступным бельгийский форт Эбен-Эмаль, с гарнизоном
1200 человек был блокирован и взят за 24 часа. То, на что ранее уходили недели,
тысячи тонн снарядов и тысячи жизней пехотинцев, было достигнуто ценой нескольких
десятков килограммов взрывчатки и гранат, 6 убитых и 15 раненых из 85 солдат и
офицеров, первоначально участвовавших в акции [3, с.308]. Намного ранее созданные и более
многочисленные советские ВДВ, удивлявшие мир на Киевских маневрах, при штурме
линии Маннергейма почему-то подобных акций не проводили. Товарищ Сталин был этим
сильно этим удивлен:
«СТАЛИН. Почему воздушный десант не
бросили, а по земле его возили?
КУРДЮМОВ. Предложение такое делалось,
однако выброска десанта на такой местности представляет большие трудности. Была
опасность, что десант будет разбит по частям. Это, конечно, не исключает
возможности использования воздушного десанта. Причем без лыж действия
воздушного десанта почти невозможны»
[5].
Не совсем понятно, при чем тут местность, если можно высаживаться
прямо на крыши фортов, как это делали немцы. Ну а коли прямо на крышу не можем,
то действительно, лыжи необходимы. Но за три с лишним
месяца войны во всем огромном Советском Союзе нескольких тысяч пар лыж найти не
удалось. В общем, вывернулся товарищ Курдюмов и был
назначен начальником Управления боевой подготовки РККА.
История создания воздушнодесантных войск
поражает масштабностью. Счет идет уже не на сотни и тысячи, а на миллионы. Автор книги о ВДВ Ненахов,
повторяя слова Суворова, говорит
"о
настоящем парашютном психозе, царившем в течение десяти предвоенных лет в Советском
Союзе. Парашютная вышка торчала в каждом парке, а носить на груди значок
парашютиста считалось делом чести не только для юношей, но и для девушек. Получить этот знак можно было, только
совершив прыжок с самолета, но допускались к нему лишь лица, сдавшие
комплекс зачетов по ряду военно-спортивных дисциплин: физподготовке,
вождению автомобиля, стрельбе из винтовки и т. д. Основой отечественного
парашютного спорта стало так называемое парашютное многоборье, включавшее
выполнение прыжков на точность приземления, стрельбу из винтовки, кросс и
плавание. Чисто военная подоплека этих нормативов видна невооруженным
глазом. Если во всех без исключения иностранных армиях подготовленных
солдат-парашютистов ценили буквально на вес золота и комплектование строевых
частей ВДВ по причине нехватки кадров шло очень медленно, то у нас можно было
набрать отделение десантников в любом дворе… Только на
Украине и только в течение 1934 – 1936 годов было подготовлено 500 тысяч
парашютистов (Если эти цифры тогдашней пропагандой и преувеличены, то
незначительно)" [3, с.140].
Интересно, что Ненахов
допускает, преувеличение тогдашней пропагандой количество парашютистов, но
считает, что преувеличение незначительным. Но буквально через три страницы тот
же автор делает следующее заявление.
"Зачетное
количество прыжков равнялось трем, но во время войны допустимым считалось
выполнение хотя бы одного (да и такого уровня часто не удавалось достичь)" [3, с.143].
Автор читал то, что сам писал? В Красной
Армии было 5 воздушно-десантных корпусов. Еще 5 было сформировано во время
войны. В каждом корпусе было по штату 8000 парашютистов, то есть в 10-ти
корпусах 80000. Вместе с пятью маневренными бригадами – девяносто с лишним,
пусть даже 100 тысяч. Но оказывается, что из этих 100000 парашютистов многие ни
разу с парашютом не прыгали. Куда же делись миллионы обладателей значков? Ведь
всего из одного миллиона готовых парашютистов можно сформировать 125(!)
воздушно-десантных корпусов. С одной Украины всего за два года, если данные
"преувеличены незначительно", можно набрать десантников на 60
корпусов! Ведь значки давали только выполнившим реальный
прыжок. А может, все-таки, не только?
Однажды мать моего школьного товарища рассказала, что она до войны
занималась в парашютной секции ОСОАВИАХИМА. Учились укладывать парашюты, прыгали
с вышки. Но как только дело дошло до реальных прыжков, от всей секции осталось
несколько человек. Остальные не струсили. Их просто не взяли. Может, парашютов
не хватало, а может, авиабензина было мало. Не объяснили. Но в списки
подготовленных парашютистов отсеянных включили. А почему бы и нет. Дан план,
подготовить столько-то парашютистов. Что бывает за невыполнение плана? Можно
сколько угодно оправдываться, ссылаясь на нехватку парашютов или бензина. А не
проще ли раздать значки всем желающим? Столько сколько требуется, плюс еще один.
В. Суворов вопрошает: "Миллион или больше?" Полагаю больше. Их
подготовили 1000001.
Почему же вдруг во время войны вдруг возникла проблема с
комплектованием ВДВ. Может, так получилось, что весь миллион или больше
подготовленных парашютистов погибли в самом начале войны, и корпуса пришлось
комплектовать зелеными новобранцами? Хотя подобное маловероятно, предположим,
что так и есть. Если в корпуса набрали новобранцев, то, что мешает им в военное
время совершить хотя бы по одному прыжку? Может парашютов не хватает? Так куда
же они девались, если перед войной их было наделано такое количество, что
позволило подготовить миллион или больше десантников? Что это в нашей стране,
как только начинается война, все, что для нее заготовлено, таинственным образом
куда-то девается. Может, транспортных самолетов не хватало?
В годы войны из США поступило 704 транспортных самолетов С-47, да
еще у нас было построено около 3000 Ли-2 [3, с152-153]. Это, в сущности, те же самые самолеты,
которые у нас именовали "Дугласами". Каждый такой самолет вмещал 28
парашютистов. Если бы все они выбросили десант всего по одному разу, то по
одному прыжку совершили бы 103712 человек, что с лихвой хватило бы на
укомплектование всех 10 корпусов и 5 маневренных бригад. Для невыполнимого норматива
в три прыжка, им пришлось бы совершить по три вылета. Это за всю войну!
Конечно, самолеты поставлялись не все одновременно. Некоторые в самом конце, и
они не успели бы совершить так "много" вылетов. Но ведь некоторые
поступили в самом начале. Правда, самолеты Ли-2 использовались дальней авиации
в качестве ночного бомбардировщика. Это вообще то странно, ведь
бомбардировщиков в РККА по официальным данным было достаточно. Зачем же
использовать транспортник с низкими летными характеристиками не по назначению?
Ядро советской ВТА составляли "Дугласы"
американского производства. Конечно, кто-то скажет, что американские
"Дугласы" поступали в Гражданский Воздушный Флот (ГВФ) и потому
использовались для перевозки важных грузов и пассажиров, а не для тренировок
десантников. Да, это так. Но ГВФ был включен в ВВС, и, следовательно, должен
был быть привлечен для подготовки парашютистов. Должен-то
должен, а для чего использовался можно узнать из воспоминаний начальника
Главного управления тыла РККА генерала А.В. Хрулева. Дело в том, что тов. Хрулев
в свое время просил товарища Сталина передать ГВФ в распоряжение командующего
тылом (в свое то есть). Сталин поручил разобраться с этим Маленкову. А Маленков
поддался уговорам авиационных генералов и передал ГВФ в ВВС. Но Сталин этого не
знал! Вот что пишет по этому поводу сам Хрулев.
"Когда мы
вели переговоры о получении самолетов Си-47 из США, в это самое время Сталин
поручил Маленкову рассмотреть мое предложение о ГВФ. Одновременно я и Новиков
должны были подготовить проект об образовании на базе Гражданского Воздушного
Флота и полученных самолетов из Америки авиационной транспортной организации
при начальнике Тыла Красной Армии. Маленков, возглавив специальную комиссию,
стремился всячески затормозить рассмотрение этого вопроса. Он собирал комиссию
только для того, чтобы я выслушал возражения против моих предложений. Но так
как по этому вопросу было достаточно ясное поручение Сталина, то Маленков не
решался докладывать Сталину без моего согласия, что передача транспортной
авиации в ведение начальника Тыла нецелесообразна. Маленков хотел, чтобы я сам
сказал об этой нецелесообразности, но поскольку я этого сказать не мог, вопрос
затягивался и Сталину не докладывался. Спустя два года Сталин вдруг вспомнил об
этом в связи со случайным разговором о том, что транспортная авиация была
использована руководителями ВВС РККА для личных целей. Он
предъявил мне претензию, сказав, что я не за тем передавал в распоряжение
начальника Тыла транспортную авиацию, чтобы она занималась перевозками вещей
или предметов для личного пользования работников РККА (интересно каких, мандарины из Сухуми возили? — Е.Т.). И только после того, как я заявил Сталину, что никакой транспортной
авиации не получал и поэтому никакой ответственности за транспортные самолеты
нести не могу, Сталин назначил новую комиссию в составе Берии, Маленкова,
Булганина. После длительного разбирательства этого вопроса комиссия его замяла,
и я не знаю, в каком освещении он докладывался Сталину. Позднее сам по себе или
какими-либо другими путями вопрос был снят с повестки дня и вновь больше не
возникал" [2, с.413].
Так
что с тем, кто скажет, что товарищ Сталин держал все под контролем и потому
никакой обман был невозможен, я спорить не буду. Только спрошу: почему же он не
знал, в чьем подчинении Гражданский Воздушный Флот находится? Ну, может,
запамятовал за два года, бывает. Правда, донос об использовании кем-то
авиатранспорта для личных нужд получил. Но почему не вызвал одновременно
Новикова и Хрулева и не спросил: "А ну сукины
дети, сознавайтесь, кто из вас ГВФ командует и для личных целей
использует". Почему для выяснения этого надо было целую комиссию в составе
столь важных персон (члены Политбюро и ГКО) создавать, и что она так долго
выясняла? И так ведь и неясно осталось: узнал товарищ Сталин истину или нет. Но американские "Дугласы" из ГВФ фактически
остались в ВВС.
Вернемся к нашим парашютистам. Даже если использовать только
ленд-лизовские машины, то только они одним вылетом выбрасывали два воздушнодесантных корпуса. А еще было построено 550
маленьких дешевых транспортников Ще-2. Пусть они вмещали всего 9 парашютистов,
но в одном вылете только они могли подготовить больше половины
воздушно-десантного корпуса. А ведь в ВТА были переданы и использовались тяжелые
бомбардировщики ТБ-3. Каждый брал до 35 десантников. Использовались и другие
типы.
"Тренировочные прыжки
выполнялись с самолетов П-5, У-2, подъемных привязных аэростатов –
"колбас" и планеров А-7, буксируемых теми же У-2" [3, с.143].
Особенно просто использование колбас. Пусть она берет мало
человек, но ведь ее можно использовать как конвейер, непрерывно. Посадил
десантников, поднял на высоту, они спрыгнули. Опускай и загружай следующих. И так
непрерывно. Почти как на парашютной вышке.
Вообще, меня очень умиляют упоминания о парашютной вышке в каждом
парке. Если были вышки, значит, готовили молодежь в ВДВ. Можно развить эту
мысль. Ведь в каждом парке кроме вышки были еще и карусели с конями! Факт
подготовки подрастающего поколения в красную кавалерию налицо. Даешь Варшаву!
Даешь Берлин!
Но если серьезно. Может, вся пресловутая парашютная подготовка
вышками в парках и ограничивалась? Если секретарь обкома получил указание
готовить парашютистов, то с чего он начнет? А начнет он с того, что всем
показать можно. А вышку и показывать не надо. Ее издалека видно. Любая комиссия
еще при подъезде к городу увидит торчащую в небеса парашютную вышку. А уж
молодежи у этой вышки всегда избыток. Я сам застал еще ее в Приморском парке
Победы. Чтобы прыгнуть с нее приходилось выстаивать громадную очередь. При этом
еще и деньги заплатить. Так что это выгодно и бюджету города. Любая комиссия
будет удовлетворена видом вышки и толпой молодежи вокруг нее. Поэтому напишет
хороший отзыв о подготовке в уездном городе М воздушных десантников. Так что
можно смело раздавать значки и рапортовать об успехах парашютного дела. Вот
только вышки эти имели к ВДВ такое же отношение, как карусели с коняшками к кавалерии.
Литература.