О таранах
[ Ответить ] [ Вся ветка ] [ Открыть в новом окне ] [ Помощь ] [ Назад ]
От: Евгений Темежников,  11.09 22:43

Довожу до сведения тех, кто считает, что тараны применялись не вследствие отказа оружия, а от неумелости наших летчиков. Не мемуар, а документ.

11 июля 1941 года начальник ГУ ВВС генерал майор авиации Петров писал письмо N 259584сс Шахурину: «С фронта поступают сведения о недостатках вооружения на самолете Миг-3: имеются случаи, когда в бою отказывали БС и ШКАС и летчики ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ТАРАНИТЬ противника… Прошу вас обратить внимание Главного конструктора самолета на указанные недостатки и, прежде всего, на должную отладку вооружения серийных самолетов».
Как мы видим, о пресловутых ШВАКах речи нет. Речь о пулеметах, считавшихся достаточно надежными. «В ходе испытаний пулемет УБ БЕЗОТКАЗНО работал на 9-км высоте при +- 48 градС, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании» (Широкорад, с.118).
На испытаниях одно, на войне другое.
И таранила не только, как некоторые выражаются, «сопливая молодежь, накрученная советской пропагандой». В первый день войны таранили: Данилов (перед этим 3 самолета), Мокляк (3), Бутелин (1), Гудимов (1), Лобода (1), Панфилов (1), Протасов (1), Кузьмин (1). Из 15 таранов первого дня войны, более половины совершены летчиками, которые доказали, что умеют сбивать. Да и по годам многие далеко не «сопливые» (см. Аэрохобби, 1'1994, с.33). Не спорю, у кого-то и боезапас кончался. Но не слишком ли часто он кончается? А что-то у немцев он не кончался. Или пропаганда фашистская плохо молодежь «накручивала»?
Всего в 1941-1942 г. было совершено около 400 таранов. Например, Борис Пирожков совершил на МиГ-3 два тарана, и оба раза отказывало оружие.
А насчет немецких данных об их потерях у меня существуют сильные сомнения. Ведь только в таранах в первый день уничтожено 15 самолетов (или тараном можно лишь повредить?). Почему наши данные по потерям с немецкими не стыкуются и каким верить? Ну понятно, что мы их завышали, но не занижали ли их немцы? Вот более поздний пример. А. Горовец 6.07.43 сбил 9 «Юнкерсов». Бой шел над нашими позициями, на глазах у тысяч изумленных пехотинцев, «юнкерсы» упали в наше расположение. Как я слышал, исследователи немецких архивов обнаружили, что в сводке потерь за 6.07.43 Ю-87 нет. Если у кого-то другие сведения, сообщите.

С уважением к Форуму, Евгений



Ответы:
     От: Малыш <little_broth@hotmail.com>,  11.09 23:15
Тема: Re: О таранах
[ Ответить ]
Уважаемый Евгений,

Вы пишете:
>Довожу до сведения тех, кто считает, что тараны применялись не вследствие отказа оружия, а от неумелости наших летчиков. Не мемуар, а документ.
>11 июля 1941 года начальник ГУ ВВС генерал майор авиации Петров писал письмо N 259584сс Шахурину: «С фронта поступают сведения о недостатках вооружения на самолете Миг-3: имеются случаи, когда в бою отказывали БС и ШКАС и летчики ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ТАРАНИТЬ противника… Прошу вас обратить внимание Главного конструктора самолета на указанные недостатки и, прежде всего, на должную отладку вооружения серийных самолетов».
>Как мы видим, о пресловутых ШВАКах речи нет. Речь о пулеметах, считавшихся достаточно надежными.
>На испытаниях одно, на войне другое. (...)
>Не спорю, у кого-то и боезапас кончался. Но не слишком ли часто он кончается?

А еще, коль память не подводит, имели место танковые тараны (целями становились не только танки противника) по причине выхода из строя вооружения или исчерпания боекомплекта. Следует ли из этого, что танковое вооружение ненадежно ("на испытаниях одно, на войне другое"), а боезапас "слишком часто кончается"?
Если позволите, "методический" вопрос: из того, что "имеются случаи" (один достоверно подтвержден) пробития лобового листа ИСа немецким 28/20 мм ПТР, Вы сделаете вывод о том, что бронирование ИСа - сплошная туфта?
С уважением, Малыш

 
     От: М.Свирин <svirin@referent.ru>,  12.09 02:37
Тема: О таранах :))
[ Ответить ]
"Уже неоднократно в адрес Наркомата приходят сведения с фронта о частых случаях отказов скорострельного оружия самолетов (гл.обр. истребителей)...
Согласно распоряжению Ставки от 01.08. с.г. на фронт была отправлена комиссия в количестве 17 человек (заверенный список прилагаю), из которых трое - специалисты-вооруженцы по пушке ШВАК и пулемету ШКАС.
Работой комиссии в течение 12 дней установлено, что наиболее распространенной причиной отказа авиа-оружия является грубое нарушение правил технического обслуживания авиационного вооружения техническим персоналом авиаполка.
Наиболее часто встречающиеся нарушения:
1. Использование бензина для промывки механизмов оружия там, где это запрещено, особенно в мороз...
2. Использование на протирочных работах и при смазке грязной ветоши, вместо чистых обтирочных концов.
3. Недостаточно тщательный контроль за состоянием крепежных элементов (винты, болты, гайки).
4. Неумение пользоваться специальным инструментом и приспособлениями по выверке механизмов пушек и пулеметов...
5. Пренебрежение пристрелкой при смене вооружения...
Руководству полка поставлено на вид. По согласованию с тов. Ищенко, с оружейными мастерами проведена дополнительная учеба и разъяснительная работа, давшая немедленные результаты, так как в течение последних трех дней имелись только четыре отказа пулеметов ШКАС, причем два из них - по вине поставки патронов с латунной гильзой...
Считаю, что нам необходимо обратить самое пристальное внимание на более тщательную подготовку специалистов по вооружению...
п.п. Саенко
27.09.1942г"

Для придирастов. ЦГАОР, фонд 8751, опияь 3, д. 1234, л. 4

Я ничего не обобщаю, но :)))

 
     От: М.Свирин <svirin@referent.ru>,  12.09 03:06
Тема: И еще!
[ Ответить ]
"Прошу Вас как можно скорее решить вопрос с доукомплектованием 15-й а.д. специалиставми по вооружению, так как никто из имеющихся техников, не имеет представления о ремонте и обслуживании авиа-пушек и пулеметов 12,7.
Отсутствие названных специалистов не позволяет надеяться на успешное боевое применение самолетов И-16, МИГ и ИЛ, имеющих указанные пушки и/или пулеметы.
Астахов
Гальцев
27 июн 1941"

Если поискать - можно найти и еще. Но надо ли? :)

 
     От: Dinamik,  12.09 03:13
Тема: и все-таки,
[ Ответить ]
>Я ничего не обобщаю, но :)))

Ваша инфа очень интересная и полезная, можно также вспомнить причины "недодачи" ТТХ истребителей по "схожим причинам", но все-таки, Перов-Растренин, вслед за воевавшим Емельяненко пишут об отказах ШВАКов, причем, не по вине техсостава, а по причине "недоведенности пневматической системы перезарядки пушек, обрывов закраин и поперечных разрывов гильз в патронике....Оружейники подпилили ползуны в механизме перезаряжания и дали ОБИЛЬНУЮ СМАЗКУ гильз, работа пушек вошла в норму".

И это действительно мне лично не понятно. ШВАКи только на илах не стреляли или на всех самолетах, где были установлены???

С уважением,
Владимир

 
     От: М.Свирин <svirin@referent.ru>,  12.09 03:34
Тема: Re: и все-таки,
[ Ответить ]
>>Я ничего не обобщаю, но :)))

>Ваша инфа очень интересная и полезная, можно также вспомнить причины "недодачи" ТТХ истребителей по "схожим причинам", но все-таки, Перов-Растренин, вслед за воевавшим Емельяненко пишут об отказах ШВАКов, причем, не по вине техсостава, а по причине "недоведенности пневматической системы перезарядки пушек, обрывов закраин и поперечных разрывов гильз в патронике....Оружейники подпилили ползуны в механизме перезаряжания и дали ОБИЛЬНУЮ СМАЗКУ гильз, работа пушек вошла в норму".

>И это действительно мне лично не понятно. ШВАКи только на илах не стреляли или на всех самолетах, где были установлены???

Ищите и обрящете. Не только на ИЛах. Не все ШВАК и не на всех самолетах. Не обобщайте. Ибо ДА тоже заедали в Испании. И тоже ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ. Немецкие МГ-ФФ тоже заедали. Только вот некоторрые делают из этого некую хоругвь, каковую несут над головой, аки знамя.

Не стоит!

 
     От: А.Мельников <melnikov@aes.ispu.ru>,  12.09 10:16
Тема: Re: О таранах
[ Ответить ]
>И таранила не только, как некоторые выражаются, «сопливая молодежь, накрученная советской пропагандой».

В качестве примера ещё можно назвать В.И.Попкова, совершившего таран 17 апреля 1945 г. К этому времени у него на счету уже был не один десяток сбитых. Можно привести и другие примеры.

>Не спорю, у кого-то и боезапас кончался. Но не слишком ли часто он кончается? А что-то у немцев он не кончался. Или пропаганда фашистская плохо молодежь «накручивала»?

У немцев было право в невыгодных условиях выходить из боя, а у нашил - нет. Война шла на нашей территории и мы не могли позволить себе такую роскошь.

 
     От: Pavel <pshpavel@chph.ras.ru>,  12.09 14:16
Тема: Re: О таранах
[ Ответить ]
>В качестве примера ещё можно назвать В.И.Попкова, совершившего таран 17 апреля 1945 г. К этому времени у него на счету уже был не один десяток сбитых. Можно привести и другие примеры.

>У немцев было право в невыгодных условиях выходить из боя, а у нашил - нет. Война шла на нашей территории и мы не могли позволить себе такую роскошь.
ИМХО решающую роль здесь играл азарт боя, никто бы не осудил летчика вышедшего из боя по причине отказа оружия или израсходования боезапаса.
Если я не прав, пусть знатоки поправят, но думаю, что в наставлениях и руководствах таран как способ ведения боя не рассматривался.
С уважением.

 
     От: А.Мельников <melnikov@aes.ispu.ru>,  13.09 16:54
Тема: Re: О таранах
[ Ответить ]
>ИМХО решающую роль здесь играл азарт боя, никто бы не осудил летчика вышедшего из боя по причине отказа оружия или израсходования боезапаса.

Азарт боя играл, конечно, большую роль. Но ситуации были разные. Например, 23 августа 1943 г. на перехват FW.189 было послано звено "Аэрокобр" под командованием Героя Советского Союза В.Д.Лавриненкова.
Раму атаковали поочерёдно парами, но сбить всё никак не получалось. С земли за боем наблюдал командующий 8 ВА Т.Т.Хрюкин. По радио он передал Лавриненкову: "Сокол-17, не узнаю Вас!" Лавриненков ответил: "Я - Сокол-17! Надеюсь, что через несколько минут Вы меня узнаете." После чего пошёл на таран.

>Если я не прав, пусть знатоки поправят, но думаю, что в наставлениях и руководствах таран как способ ведения боя не рассматривался.

Действительно, в руководствах тарана не предусматривалось (по крайней мере в во время войны, хотя, говорят, что сейчас уже есть).

С уважением,
Александр.

 











Rotabanner Local


Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList
Hosted by uCoz