Советские "кондотьери"
[ Ответить ] [ Вся ветка ] [ Открыть в новом окне ] [ Помощь ] [ Назад ]
От: Евгений Темежников,  28.03 19:42

СОВЕТСКИЕ «КОНДОТЬЕРИ»
Линкоры и тяжелые крейсера советской экономике построить не удалось. Поэтому самыми крупными боевыми кораблями, вошедшими в строй перед войной оказались легкие крейсера. За основу был взят итальянский проект. Итальянцы именовали свои легкие крейсера «кондотьери» (condottieri) – средневековые предводители наемных отрядов, прославившиеся не боевыми подвигами, а надувательством правителей, нанимавших их на службу. С фирмой «Ансальд-Сестри-Поненте» были заключены соглашения на поставку энергетической установки, механизмов, чертежей и о технической помощи в строительстве.
Выбор в качестве учителей итальянских фашистов вероятно был обусловлен тем, что корабли класса «кондотьери» были на тот момент самыми быстроходными кораблями в мире. Правда, этим, пожалуй, и ограничивались их достоинства. Иметь посредственные корабли для Красного Флота было недопустимо. Поэтому итальянский проект был коренным образом переделан, в результате чего в строй советского флота вошли корабли, которые долгое время советская печать именовала лучшими кораблями своего класса.
У итальянцев артиллерия главного калибра состояла из пушек стандартного для легких крейсеров калибра 152-мм. Орудия большего калибра для легких крейсеров запрещены договорами. Вернее, в случае их установки, корабль считался уже не легким, а тяжелым крейсером. Тяжелые же крейсера все строили с предельно разрешенным для них калибром в 203-мм. Не собирающееся выполнять никаких договоров наше руководство решило заменить 152-мм орудия на 180-мм, но при этом крейсера по-прежнему считались легкими, вопреки букве договоров. Первоначально планировали разместить 6 орудий в трех двухорудийных башнях, но потом, немного помозговав, в башни засунули по третьему орудию. В итоге при весьма ограниченном проектном водоизмещении в 7200 тонн крейсер получил самый большой среди легких крейсеров вес бортового залпа, благодаря тому, что 180-мм снаряды были вдвое тяжелее стандартных 150-155-мм (97,5 кг против 46-50 кг). То есть даже больше, чем у 15-пушечных американских «Бруклинов» и японских «Могами»! При этом 180-мм пушки били на 37 км, тогда как, скажем, 150-мм пушки немецких легких крейсеров всего на 26 км. В сочетании с высокой скоростью, это делало советские «кондотьери» не то что лучшими в мире, а просто на голову превосходящими все, что именовалось в те времена термином «легкий крейсер». В общем, товарищ Сталин мог быть доволен…
Естественно, что, как и у всего остального, и серия предполагалась самая большая на тот момент в мире. Программой «крупного морского судостроения» 1936 г. за семь лет предполагалось построить 15 столь уникальных кораблей (вообще интересно, что всеми планами всего предполагалось строить по 15: и линкоров, и тяжелых крейсеров).
Головной крейсер, получивший наименование «Киров», стал ударным объектом стахановского движения, что, согласно официальной версии, обусловило уникально быстрые для советской промышленности темпы его строительства: заложенный 22.10.1935 г., он вступил в строй 23.9.1938 г. Правда, однотипный черноморский «Ворошилов», заложенный на неделю раньше, строился на два года дольше. Толи стахановцев в Николаеве не нашлось, толи вовсе не в них дело, а в том, что в строительстве «Кирова» деятельное участие приняли итальянцы, поставившие готовые механизмы. А также то, что комиссия приняла корабль (попробуй, не прими стахановский объект!) с таким количеством недоделок, что устранить их не удалось до апреля 1939 г., что сорвало планировавшийся поход крейсера на Нью-Йоркскую международную выставку. Но как бы там не было, но к началу Советско-финской войны корабль был готов и принял участие в боевых действиях. Строительство со скрипом, но шло, и к началу войны в строю было четыре корабля, в том числе два, построенных по откорректированному проекту 26-бис. Ход войны не свел их в бою с немецкими аналогами и потому об исходе боя остается лишь гадать. А чтобы гадать, полезно сперва поближе ознакомится с тем, что же из себя представляли наши чудесные корабли и почему вместо планировавшихся 15 крейсеров ограничились постройкой всего шести, перейдя на следующей серии к банальному 152-мм калибру.
Начнем с того, что проектная скорострельность 180-мм пушки в 6 выстр./мин. так никогда и не была достигнута. После долгих мучений они были сданы на испытаниях 29.12.1938 г. со скорострельностью всего 2 выстр./мин. И приняли ведь, никуда не делись! Иными словами башня с тремя реальными орудиями эквивалентна одному орудию по проекту. У 15-см орудия SKC/25 немецкого крейсера скорострельность 8 выстр./мин. Таким образом, за минуту боя «Киров» из 9 орудий выпустит 18 снарядов по 100 кг (округляем), то есть 1800 кг. Немецкий же крейсер за ту же минуту из 9 орудий выпустит 72 снаряда по 50 кг, то есть 3600 кг. Получается, что, несмотря на вдвое большую мощь залпа, по огневой производительности «Киров» вдвое слабее немецкого оппонента, который меньше его по водоизмещению! То есть не «Киров» может на равных драться с двумя «Кенигсбергами», а совсем даже наоборот.
Предвижу возражения, что благодаря большой дальности «Киров» может выбирать такую дистанцию боя, с которой немецкие снаряды будут до него не долетать, а сам он будет противника поражать. Нет, не может! У итальянского проекта была одна особенность. В целях экономии два орудия в башне были размещены в одной люльке. Мало того, что при этом одним попаданием выводились из строя обе пушки, но также вследствие слишком близкого расположения стволов, снаряды при залпе получали дополнительное отклонение, что существенно снижало меткость стрельбы. Итальянский флот участвовал во многих морских боях, но, по меткому выражению А.Больных, «имел шанс попасть в цель, только если она не уступала по размеру острову Сицилия». Но тогда об этом не думали (а о чем думали?), и нашим конструкторам такая экономия крайне понравилась и они ее развили. В ту же самую люльку впихнули третью пушку, что явно не должно было улучшить меткость.
Но это все еще цветочки. Уникальные характеристики 180-мм пушек были достигнуты благодаря крайне низкой живучести ствола. Первоначально стволы имели живучесть 50-70 выстрелов. Боезапас крейсера составлял 150 снарядов на ствол. Таким образом, чтобы расстрелять возимый боезапас крейсер должен был два раза поменять стволы!
«Первые лейнированные орудия, установленные на «Кирове», к 1941 г. пришлось заменить новыми, с глубокой нарезкой. Это обеспечило доведение живучести стволов до 320 боевых выстрелов против прежних 50-70» [ИОС, т.4, с.169].
Казалось бы исправили положение. Ан нет. «История отечественного судостроения» «забыла» упомянуть одну маленькую, но любопытную деталь. Получение большей живучести достигнуто не только, и не столько заменой стволов, сколько изменением критерия живучести. Для прежних стволов критерием расстрела орудия было принято падение начальной скорости на 4%, а для новых орудий на 10% [Широкорад, ЭОА, с.967, табл.558]. Этак можно «повышать» живучесть орудий до бесконечности. Правда проку от таких орудий будет немного. Как, впрочем, и от самих крейсеров, которые, к счастью для них, с морским противником так и не встретились, и стреляли исключительно по наземным целям, когда и скорострельность большая не шибко нужна, и время ствол поменять есть. А уж насколько метко стреляли одному Аллаху известно. Главное что громко.
Крейсер «Киров» я еще застал. Каждый праздник наш краснознаменный «кондотьер» приходил на Неву в качестве флагмана дважды Краснознаменного Балтийского флота и отшвартовывался прямо напротив Медного Всадника. Вроде свадебного генерала, без которого торжество – не торжество. Жаль что его с «Авророй» рядом не поставили. Или вместо нее.












Rotabanner Local


Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList
Hosted by uCoz